Сотрудничество не препятствует здоровой конкуренции. Как передать это детям?

Сотрудничество не препятствует здоровой конкуренции. Как передать это детям? Раскрытие талантов ребенка — сложная задача для родителей, потому что они должны следовать за ним, оказывать эмоциональную поддержку. Лучше всего помочь вашему ребенку раскрыть свои сильные стороны.
Побудите ребенка к самопознанию, позвольте ему понять себя и почему он должен следовать этому, а не другому направлению.

Сотрудничество не препятствует здоровой конкуренции. Как передать это детям?

С одной стороны, родители видят, что современный мир ориентирован на конкуренцию, школа ориентирована на конкуренцию, а с другой — они все чаще слышат, что им следует научить детей сотрудничать. Чему они должны учить?
Они должны подготовить ребенка к обоим вариантам. При этом стоит различать положительную и отрицательную конкуренцию. Позитивное соперничество основано на способностях, талантах, качествах, навыках, компетенциях, знаниях, т.е. качествах, которыми мы обладаем в себе и которые люди используют для достижения успеха. А отрицательное?
Это относится к тому, чего у нас нет внутри, а находятся снаружи. Например, если родители обеспечены, у ребенка самая дорогая одежда, гаджеты, поездки. Другой пример негативной конкуренции — это выбор школы, где оценивается внешний вид, на что ребенок не влияет. Задача родителей — не стимулировать такое соперничество, а ослаблять его.
Стоит учить скромности, не выставлять напоказ материальные блага, брендовую одежду и свои большие возможности, чем у других детей. Эффект отрицательной конкуренции — снижение самооценки ребенка, который участвует в соревновании, потому что, если он думает, что он уродливее, плохо одет, ему становится хуже. И поскольку он не может этого изменить, в какой-то момент он может перестать предпринимать какие-либо действия.

Каковы эффекты положительной конкуренции?

Родители играют здесь очень важную роль — они должны поговорить с ребенком и объяснить ему, что соревнование не только приносит успех, и что однажды нужно будет столкнуться с неудачей. Но то, что ребенок проигрывает, не означает, что он ни на что не годен, просто он должен продолжать практиковать и признать, что кто-то лучше. Совершенно необходимо развивать у ребенка самооценку.
Как вы реагируете, если это чувство превращается в чувство превосходства? Потому что, добившись успеха, вы можете попасть в ловушку высокого мнения о себе. Одаренному ребенку в определенной области по определению легче, а неспособный легко впадает в уныние.
Возьмем пример: девушка очень хочет танцевать, как друг, талантливый в этой области. С другой стороны, мама, видит, что чувство ритма у дочери не очень хорошее. Поэтому она говорит дочери, что у тебя хорошие лингвистические навыки, ты коммуникабельны, у тебя богатый словарный запас, ты можешь писать рассказы, сотрудничать со школьным радио и т. д. Вам нужно умело направить свою дочь в другое русло.

Как помочь ребенку?

Вы можете задавать коучинговые вопросы: «Что делает тебя счастливым?»; «Как ты думаешь, достаточно ли больше работать или, может быть, стоит поискать другую область, в которой ты можешь реализовать себя? Вместо того, чтобы поощрять конкуренцию, лучше побудить вашего ребенка узнать о себе, помочь ему понять себя и почему он должен идти в этом направлении, а не в другом. И подчеркнуть, что все разные.

Исследователь множественного интеллекта Говард Гарднер показал, что не существует одного интеллекта, а есть целая команда интеллекта. Давайте объясним ребенку, что невозможно быть великим во всем, но он точно в чем-то хорош и должен что-то найти. Рекомендуется для прочтения и родителям, и учителям книга Алдоны Копик и Моники Заторской «Многообразие путешествий — образование для ребенка», которая включает в себя анкету для проверки множественного интеллекта. Основываясь на наблюдении за ребенком, он помогает построить профиль его интеллекта.
Как только вы узнаете этот потенциал, вам будет легче мотивировать их соревноваться с собой, а не с другими.

Конечно, мотивировать их практиковаться, учиться и работать — это хорошо. Но также стоит отметить, что, если один ребенок, например, хорошо пишет, а второй – хорошо говорит, они могут дополнять друг друга и вместе выполнять проект для урока иностранного языка. Существует концепция кооперативного обучения, которая, среди прочего, предполагает то, что учитель делит материал между учениками таким образом, чтобы каждый стал специалистом в своей области знаний. Тогда все они учатся друг у друга. Например, на уроке биологии один ученик занимается структурой клетки, второй — ее процессами, третий — питанием клетки, затем они обмениваются информацией и таким образом получают все знания о ней. Кстати, дети обнаруживают, что понимание всего этого невозможно без сотрудничества.

Как еще поощрить сотрудничество?

Вначале достаточно использовать естественные потребности ребенка, то есть готовность играть и общаться со сверстниками. Они проявляют себя в раннем школьном возрасте. Затем дети начинают цепляться друг за друга, девочки больше сосредотачиваются на игре, близости, а мальчики на соревнованиях, потому что это способ мальчиков строить отношения с друзьями.

Школа часто убивает эти естественные рефлексы

Все в руках учителя. Его роль — познакомиться с детьми, распределить задачи в соответствии с их талантами, а затем побудить их заменить.

Как родители могут побуждать братьев и сестер к совместным действиям?

Им следует помнить, что нельзя сравнивать детей, критиковать, смущать, а хвалить за то, что у всех получается хорошо. И показать, что вместе можно сделать больше, чем каждому по отдельности. Если вам нужно убрать квартиру в субботу, а дети хотят пойти в кино, предложите вместе убрать ванную комнату, спальню мамы и детские комнаты. Потом вместе готовите ужин и так весь день свободен, можно пойти не только в кино, но и на велосипеде покататься. А так, кстати, дети учатся сотрудничеству, которое будет очень полезно им во взрослой жизни.

Конкуренцию нельзя полностью исключать, это естественная потребность. Человек всегда соревновался с другими. Вам просто нужно сформировать положительную версию и устранить отрицательную, ведь соревнование развивает талант (это наиболее заметно в спорте, потому что для победы надо стараться, работать, практиковаться). Оно учит терпеть неудачи и тем самым подготавливает к адаптации в различных ситуациях, ведь в жизни тоже придется проигрывать.

Самое эффективное упражнение для позитивной конкуренции?

Настольные игры, конкуренция здесь важна, потому что каждый хочет добраться до финиша первым. Вы должны научиться делать выводы из своих поражений: «я получил плохую оценку, потому что не учился», «я проиграл матч, потому что не старался».

Можете ли вы конкурировать и сотрудничать одновременно?

Да, например, когда класс борется за победу в одной области с другим классом. Результат матча или соревнования зависит от того, умеют ли студенты общаться и сотрудничать. Такие формы соревнований очень хорошо работают в группах старше 12 лет.
В России навыки сотрудничества по-прежнему игнорируются, особенно в школах. Даже если это написано на баннерах, индивидуальные достижения поощряются — в конце учебного года вручаются награды за индивидуальные результаты на олимпиадах и соревнованиях.

Нет ничего плохого в организации всевозможных конкурсов, если дети сами решают свое участие, потому что де-факто это означает, что они берут на себя ответственность. Кроме того, их успехи могут принести пользу каждому, и все школьное сообщество может ими наслаждаться. Все зависит от того, как учитель «продает» эти успехи. Сотрудничество и конкуренцию нужно не разделять, а умело сочетать. Лучшим примером такого сочетания являются командные виды спорта, которые, с одной стороны, укрепляют сотрудничество, а с другой — нацелены на победу в соревновании. Однако действовать вместе намного полезнее.

Так почему бы не поощрять командные игры в соревновательной школе для уверенности. Но и в школах большое внимание уделяется сотрудничеству. Уже в начальном образовании используется проектный метод. Он заключается в том, что весь класс что-то делает вместе, то есть учитель распределяет задачи между учениками, и они обсуждают, работают, а затем представляют плоды совместных действий. Опять же — все зависит от учителя. Если он знает и понимает значение таких методов, которые активируют весь класс, то удовольствие от обучения определенно возрастает. Известно, что наиболее эффективно учатся на опыте, поэтому такие методы эффективно помогают в обучении, а также формируют социальные установки.

Как мотивировать к сотрудничеству?

Есть много мотивационных стратегий. На помощь учителям приходит нейродидактика — известно, что дети узнают больше через игру, поэтому лучше всего устраивать интересные задания в приятной атмосфере. Хорошие результаты приносят положительные подкрепления, похвалы и сильные стороны ребенка, в то время как учитель работает над слабыми сторонами с помощью взаимного обучения, то есть создавая команды, в которых лучшие ученики делятся своими знаниями с более слабыми. Стоит стремиться вызвать наиболее эффективную форму мотивации — внутреннюю, то есть такую, когда ребенок хочет работать и вознаграждает себя: «Я добился успеха, я буду продолжать действовать, потому что это меня интересует, потому что я хочу знать больше». Достичь этого сложно. К сожалению, негативная конкуренция убивает такую мотивацию. И вот замкнутый круг. Однако следует отметить, что не все дети реагируют одинаково. Одни с помощью соперничества стимулируются на действия, другие — наоборот — отступают перед лицом конкуренции. Некоторые дети предпочитают работать в группе, другие больше подходят для индивидуальной работы. Здесь есть психология индивидуальных различий. Так что никакого насилия, многое зависит от ребенка.

Родители не обладают психологическими знаниями

Это правда, поэтому они могут воспользоваться родительским коучингом — рабочим методом, которому можно научиться на специальных семинарах, организованных тренерами. Но, внимание, вооруженные этими методами, они не решают проблемы для ребенка, а учат его, как решать их самостоятельно. Задают вопросы, практикуют концентрацию, называя эмоции и чувства. Родительский коучинг — проверенный метод работы с ребенком.

Дата: 21 декабря 2015
Комментарии
  1. Yulia

    Всё посто и интерессно написано. Понять сможет человек даже без медицинского образования. Мне так же врач говорил. Сейчас моей малышке 3 месяца. Я кормлю её грудью, и месячных у меня нет. После родов, спустя 2 месяца, я пошла на проверку к гинекологу, говорю ему что у меня нет месячных, а он мне с удивлением сказал что их и не должно быть пока вы кормите грудью. И я успокоилась. Но у моей подружки уже малышу 10 месяцев. Она ребенка докармливает, и молока меньше стало. Но месячных все равно нет. Моя мама говорит что у неёони были, и при этом она кормила 6 месяцев. Каждый

  2. Nataly

    А у меня месячные оба раза приходили и на фоне кормлений до года. Я так расстраивалась, когда мне подружки хвалились, что по пол-года проблем не знали, а тут на 3-4-й месяц все восстанавливалось. Еще и дети в дни месячных капризничали и грудь не брали, так что постоянно приходилось сцеживаться, а в нормальные дни молоко морозить.

  3. Елена

    Действительно, на личном опыте убедилась, что восстановление женского цикла зависит от лактации, от того, как долго женщина кормит грудью ребёнка. Моему малышу 6,5 месяцев. С самого его рождения были трудности с грудным кормлением, почти совсем не было молока. Перепробовала несколько медицинских препаратов, народных средств, но в 4 месяца молоко совсем пропало. А через две недели — менструация, первая после родов. Пока месячные достаточно скудные и длятся по 2 дня. Я немного переживала, что месячные, как мне казалось, пошли рано, но к гинекологу так и не смогла попасть. Прочитав статью, успокоилась.

Добавить комментарий

два × 4 =